Это силам по силам. Часть 1. Упражнения на быстроту.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации  от 21 августа 2014 г. N 231 г. обозначены требования к уровню физической подготовки (далее – УФП) отдельных категорий сил ОТБ. Однако требований к технике выполнения упражнений или ссылок на применяемые стандарты их выполнения мы не знаем.

А если при просмотре видеофайлов надзирающими органами обнаружатся ошибки аттестуемого лица (далее — АЛ)? И упражнение, заслужившее во время проверки Решение о соответствии УФП и ставшее допуском к проверкам знаний, умений и навыков, получит в соответствии с п.14 пп.5 Требований оценку «неудовлетворительно»? Кто тогда будет виноват и что делать?

Ответственность за технику выполнения того или иного упражнения лежит на специалисте, который проводит проверку соответствия УФП установленным нормативам (далее – Физрук). Перед началом проверки Физрук разъясняет и показывает АЛ технику выполнения упражнений, основанную на рекомендациях, разработанных им и утвержденных его руководителем. По сути, этот документ представляет собой описание упражнений или просто выбор между имеющимися стандартами их выполнения.

Стандартов не так много, и техники выполнения упражнений, изложенных в них, почти одинаковые. Однако технические тонкости лучше утвердить для защиты результатов АЛ. Ведь это клиенты, а они, как известно, всегда должны быть правы и довольны.

В упражнениях на быстроту АЛ вправе выбрать для выполнения одну из двух версий скоростного бега – 10 раз по 10м и 4 раза по 20м. Этот выбор, правда, может быть ограничен длиной спортивного зала. Однако, если температура воздуха на улице от -10 до +35, то желающим пробежать 4 раза по 20 м такая возможность должна быть предоставлена (хотя я не испытываю зависти к АЛ, ожидающим своего старта при температуре -10). Их выбор логичен: на дистанции 10*10м нужно сделать 9 поворотов (разворотов), тогда как на дистанции 4*20м их всего 3, т.е. вероятность ошибки, травмы или потери времени на повороте в 3 раза меньше.  Если же сравнивать нормативы, то в бег 4*20 потребует от Вас большей скорости, поскольку от разворота до разворота — половина стандартного минифутбольного поля.

В таблице Соотношение скоростей при прохождении дистанций челночного бега 10х10м и 4х20м представлены расчетные показатели, которые позволяют дать следующие рекомендации:

Дистанция 80 метров (4*20м) на 20% меньше дистанции 100 метров (10*10м), однако, согласно нормативам, скоростных усилий для прохождения дистанции 4х20м (мужчинам надо на 17,17-23,55% больше, а женщинам – на 31,63-46,52%. Получается, мужчинам каждую секунду придется пробегать всего на 0,45-0,70м больше (в зависимости от возраста). От женщин же потребуются более героические усилия, при которых придется каждую секунду придется компенсировать 0,62-1,27 метра.

Поэтому, дорогие женщины, поработайте над техникой поворотов и выбирайте дистанцию 10х10м, чтобы не загружать себя тяжелыми мыслями о том, что нужно кому-то чего-то возмещать.

Хотя, если Вы являетесь обладательницей модельного или еще более высокого роста, Вы можете уверенно пройтись по подиуму длиной 4х20м красивыми шагами, изящно развернувшись всего 3 раза из уважения к процессу.

Мужчинам тяжеловесным и высоким, преимуществом которых является длинный шаг, а недостатком может стать потеря времени на поворотах (разворотах), также рекомендуем дистанцию 4*20м. Наоборот, легким и невысоким, преимуществом которых является маневренность и быстрый вход в поворот, а недостатком – короткий шаг, рекомендуем дистанцию 10*10м. Мужчины среднего роста и веса справятся с любой дистанцией, поэтому советуем делать выбор в зависимости от собственных предпочтений между скоростью и маневренностью.

Самый спорный нюанс челночного бега – это техника прохождения поворотов. В какой момент и какой частью тела нужно касаться линии? И нужно ли ее касаться?

Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1, представляют технику поворота при Челночном беге 3х10 м следующим образом: «…участники бегут до финишной линии, касаются линии рукой, возвращаются к линии старта, касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии финиша рукой»

Наставления по физической подготовке (далее – НФП) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от «21» апреля 2009 г. № 200) , описывая Упражнение 42. Челночный бег 10х10 м (у-ФП-42), рекомендуют «…пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки».

Обе техники имеют право на существование. Физрук должен в ходе проверок соответствия УФП должен разъяснить и показать  АЛ технику прохождения не только поворотов, но и всей дистанции в целом. Обязательная видео и аудио фиксация процесса проверок подтвердит насколько качественной и понятной была демонстрация техники физруком, а потом ее реализация АЛ. Учитывая, что для выполнения упражнений дается всего одна попытка, советуем очень внимательно отнестись к ошибкам.

В НФП отмечаются следующие ошибки при выполнении у-ФП-42:

  • Во время старта и бега голова опущена вниз.
  • На старте туловище слишком сильно отклонено вперед.
  • Вынесены вперед плечо и рука, одноименные выставленной вперед ноге.
  • Толчковая нога сильно отставлена назад; ноги сильно согнуты в коленном суставе.
  • Допущен фальстарт.
  • Во время поворота использовался в качестве опоры какие-либо естественный или искусственный предмет, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.
  • При финишировании снижена скорость у финишной линии
  • Финишная линия преодолена прыжком.
  • Допущено падение на повороте или при финишном броске.

Коллеги, друзья, челночный бег – один из самых травмоопасных способов бега. Перед прохождением дистанции требуется качественная разминка путем растяжек, направленная на разогрев мышц, связок и сухожилий, во избежание повреждений икроножных и паховых мышц.

Также просим Вас не рисковать собственным здоровьем и не совершать подвиги, имея легочные или сердечно-сосудистые заболевания.

Мы очень надеемся, что Вы  учтете полученные рекомендации, проведете собственную оценку уязвимости и проявите зрелость, достойную работника, включенного в состав группы быстрого реагирования.

Увидеть своими глазами технику челночного бега Вам поможет ФизрукВсеяГА на канале TRANSPORTSECURITY.